Всего за период с апреля по ноябрь на предмет соблюдения мер эпидембезопасности было проверено более 300 подразделений различных транспортных компаний в 31 регионе страны. По каждой компании проверялся как офис, где принимают посетителей, так и склад.
Мы брали подразделения федеральных транспортных компаний – именно у них больший поток посетителей, большее количество персонала, шире география перевозок и, соответственно, они при невыполнении требований Роспотребнадзора крупные компании представляют б
ольшую опасность в силу масштаба. Кроме того, у мелких перевозчиков и ИП зачастую просто нет офиса и склада (работа по точечным заказам, доставка от адреса до адреса, подряды и т.п.).
Мы фиксировали следующие параметры: соблюдение масочно-перчаточного режима сотрудниками офиса и склада, наличие информации для посетителей, наличие разметки, наличие антисептиков. Эти параметры едины для всех регионов (в каждом регионе могут быть те или иные дополнительные к базовым требования – их мы не учитывали в связи с тем, что их невозможно привести к единому знаменателю).
Крупным планом нарушения «антиковидных» мер, единых для всех регионов, можно разбить на следующие большие группы: - несоблюдение масочного режима
- несоблюдение перчаточного режима, отсутствие антисептиков для рук
- отсутствие разметки для посетителей (или отсутствие контроля за соблюдением дистанции)
- отсутствие информации для посетителей о нормах пребывания на объекте (обязательности соблюдения масочно-перчаточного режима и соблюдения дистанции 1,5 метра) или отсутствие контроля за соблюдением посетителями этих норм.
С точки зрения риска распространения коронавирусной инфекции основным упреждающим фактором является правильное ношение маски (она должна закрывать рот и нос). При этом маски должны носить как сотрудники ТК (в том числе на складе), так и посетители (см.выше – маска в первую очередь защищает от распространения вируса в случае его носительства, в то время как потенциальным носителем может быть как человек в инкубационном периоде развития болезни, так и бессимптомный больной). Следующий по значимости фактор – дистанцирование, а также перчаточный режим/наличие антисептиков.
Важно: мы исходили не из профанации (имитации мер защиты), а из реалий риска распространения инфекции. Что мы имеем в виду: маска на подбородке приравнивается к отсутствию маски. Наличие перчаток при отсутствии маски также не может считаться ни защитой, ни соблюдением норм. Несоблюдение дистанции при наличии разметки – аналогично.
Именно поэтому наши критерии и критерии проверяющих Роспотребнадзора/МВД с точки зрения фиксации нарушений могут различаться. Для нас наличие разметки при фактическом несоблюдении дистанции не является выполнением нормы.
Наши критерии подтверждены фотоматериалами и жалобами потребителей.
Мы отобрали следующие группы критериев: - отсутствие СИЗ у сотрудников
- отсутствие разметки для посетителей, отсутствие правил доступа на объект/ информации для посетителей о нормах пребывания на объекте
- реальную обстановку на объекте: соблюдение дистанции, отсутствие скученности, наличие СИЗ у посетителей
- отсутствие антисептиков/обеззараживателей/регулярной влажной уборки
По каждой из этих групп максимально возможный балл = 5 (чем выше балл, тем хуже соблюдаются нормы). Компании с максимальным количеством баллов, соответственно, являются местом повышенной эпидемугрозы. Поскольку количество проверенных подразделений от компании к компании различалось, то совокупные баллы по каждой отдельно взятой компании делились на количество проверенных подразделений в целях сопоставимости результатов. Также, в связи с тем, что в каждом регионе свои нормативные акты, постановления, распоряжения и допущения, мы ввели колонку корректировки баллов. Например, отсутствие масок у сотрудников при наличии защитных экранов у них (как на голове, так и между посетителями и сотрудниками) – снижают риск заражения, равно как и размещенные в надлежащем количестве обеззараживатели воздуха. Корректировка, таким образом, уменьшает набранные баллы. Мы обязаны сделать оговорку, что, разумеется, физически невозможно проверить абсолютно всех, даже только федеральных грузоперевозчиков во всех регионах страны.
Поэтому наши данные объективны:
а) в части проверенных компаний в городах-участниках исследования,
б) на момент проведения проверки. Поскольку проверки шли более полугода, то, разумеется, нарушения, выявленные в какой-либо компании в мае, вполне могли быть устранены к октябрю. Что вместе с тем не отменяет того факта, что компания являлась источником повышенной опасности с точки зрения распространения коронавируса в период действия ограничений.
Отметим, что в целом с сентября сознательность практически всех компаний выросла по сравнению с летними месяцами. Все компании проверялись неоднократно на протяжении 7-ми месяцев, то есть в динамике (но по разным городам), что обеспечивает в среднем корректный результат в разрезе каждой компании.