В соответствии с п.2 ст.796 ГК досудебная работа с претензией прекращается, если перевозчик:
· полностью отказался от выполнения требований заявителя;
· выполнил только часть требований;
· согласился с предъявленной претензией, но в установленный срок (не предоставил компенсацию;
· не предоставил ответ в установленный срок (как правило, до 30 календарных дней).
Тогда заявитель имеет право составлять иск и обращаться в суд. При этом он может потребовать компенсации не только самого материального ущерба, но и судебных издержек, в том числе пошлина, услуги юриста, проведение экспертизы и др.
Основания для составления претензии
При составлении договора стороны оговаривают свои права и обязанности. В документе правильно отражают название груза, его стоимость, пункт отправления, дату забора, пункт доставки, сроки и другие важные условия. Если одно или несколько этих условий не выполнены, отправитель или получатель груза вправе направить письменную претензию.
Основания для ее подачи могут быть разными – чаще всего жалобу оформляют, если груз:
· поврежден (частично или полностью);
· утрачен;
· имеет отличия по объему либо массе;
· доставлен по другому адресу;
· доставлен в нормальном виде, но с нарушением срока;
· забран у отправителя не вовремя;
· перепутан с другими грузами (если отправление содержит несколько элементов).
Также претензии к транспортной организации могут быть связаны с нарушением целостности упаковки, предоставлением другого упаковочного материала, простою, прогону и т.п.
Правила составления претензии по ГОСТ Р ИСО 10002-2007
Категоричных требований к оформлению претензии не предъявляется. При составлении за основу можно взять рекомендации стандарта ГОСТ Р ИСО 10002-2007. В жалобе следует указать такие данные:
· дата и место составления документа;
· адрес, наименование компании, ФИО, должность, контакты заявителя;
· адрес, название компании перевозчика (также указывают ФИО руководителя или другого лица, на имя которого составляется претензия);
· описание обстоятельств;
· перечень документов, которые прикладывают к заявлению;
· ФИО и должность работника, подписавшего документ;
· оригинальная печать (если она используется компанией).
Образец досудебной претензии
Строго установленного образца не существует, поэтому при оформлении можно ориентироваться на общие правила документооборота. Заявитель вправе оформить жалобу в произвольном виде или воспользоваться специальным бланком на сайте компании-перевозчика. Структура документа стандартная:
1. «Шапка»: название транспортной компании, название компании-заявителя, адрес, контакты, ФИО и должность лица.
2. Основная часть – здесь нужно по возможности кратко описать ситуацию, сославшись на пункты договора или другие документы (необязательно).
3. Приложение – к претензии необходимо приложить несколько документов, перечень которых определяется договором, внутренним регламентом компании (примерный перечень представлен в следующем разделе).
4. Печать, дата, подпись с расшифровкой (фамилия и инициалы).
Внимание!
Документ нужно составлять минимум в 2 оригинальных экземплярах. Один из них заявитель оставляет у себя, второй направляет перевозчику.
Перечень документов, прилагаемых к претензии
К претензии необходимо приложить оригиналы или копии нескольких документов:
· паспорт заявителя (главная страница и разворот с действующей регистрацией);
· акт передачи (в нем должен быть описан факт полной или частичной недостачи);
· расчет суммы полученного ущерба;
· договор купли-продажи или поставки;
· счет, который был оформлен на покупателя;
· товарная накладная;
· платежное поручение;
· реквизиты заявителя, составившего обращение.
Порядок и способы отправления претензии
Чтобы правильно отправить претензию в адрес транспортной компании, рекомендуется следовать такому порядку:
1. Корректно оформить претензию.
2. Отдать на подпись руководителю или другому уполномоченному лицу, действующему по доверенности (в таком случае копию доверенности следует также приложить к жалобе).
3. Зарегистрировать в журнале исходящей корреспонденции с присвоением документу уникального номера, даты (при необходимости – и времени) отправки.
4. Отправить и дождаться ответа.
Для отправления можно использовать несколько способов:
· заказным письмом по Почте России;
· письмом через частную курьерскую службу;
· на е-мэйл (прикладывают сканы или файлы с документами).
Лучше всего оформить заказное письмо. В таком случае отправителю придет уведомление, подтверждающее факт, дату, время доставки. При необходимости этот документ можно будет использовать во время подачи искового заявления в суд.
Таким образом, заявление претензионного характера в адрес транспортной компании можно составить в произвольной форме. Направить его может директор организации или его уполномоченный представитель, а также физическое лицо. Если ответ не был предоставлен или принято отрицательное решение, пострадавшая сторона имеет право обратиться в суд. Причем сделать это можно в течение 12 месяцев со дня отправки или обнаружения факта утери, повреждения груза.