За безопасный транcпорт

Как составить претензию в транспортную компанию?

Если вы хотите пожаловаться или подать претензию на автотранспортную компанию, нажмите на кнопку ниже
В случае повреждения, утраты, поломки груза или нарушения сроков поставки отправитель или получатель вправе обратиться в транспортную компанию. Сначала необходимо направить письменную претензию в свободной форме. Если перевозчик откажется предоставлять компенсацию или просто проигнорирует письмо, пострадавшая сторона вправе подать иск. Сделать это необходимо в течение максимум 12 месяцев со дня инцидента.
В каких случаях правомерно подать претензию?

Действующее законодательство предусматривает материальную ответственность транспортной компании за возможные случаи повреждения или утраты груза. В соответствии с п.2 ст. 796 ГК перевозчик обязан компенсировать отправителю ущерб в следующих случаях:

1. Утрата груза или недостача (неполный комплект) – возмещение в размере стоимости всего груза или его части.

2. Повреждение имущества – компенсация суммы, на которую снизилась стоимость; если же груз не подлежит восстановлению, компенсация должна быть выплачена в полном объеме.

3. Утрата груза с объявленной ценностью – выплата производится в пределах объявленной ценности.

В расчете стоимости учитывается цена, которая указана в счете продавца либо в договоре. Если таких данных нет, то для определения суммы компенсации может использоваться цена на аналогичные товары (среднерыночная стоимость).

В соответствии с пп.3-4 той же статьи 796 ГК транспортная организация несет ответственность за перевозимый материал с момента его принятия и до момента передачи получателю либо другому уполномоченному лицу. Также перевозчик вправе доказать в судебном порядке, что повреждение или гибель имущества произошли по причинам, за которые он объективно не может нести ответственности.

Важно!

Компания, занимающаяся перевозкой, обязана возместить не только стоимость груза, но и провозную плату, за исключением тех случаев когда плата входит в стоимость услуги («бесплатная доставка»).

Порядок подачи претензии

В случае проблем с перевозкой, в том числе задержка срока, недокомплект, повреждение, утрата, гибель имущества подавать жалобу на компанию перевозчика может как получатель груза, так и его отправитель. Обратиться вправе представитель компании, частное лицо или его представитель, действующий на основании нотариально заверенной доверенности.

Порядок действий следующий:

1. Сначала стороны обязаны принять все меры для урегулирования спора в досудебном порядке (ГК ст. 797), т.е. сразу обращаться в суд не следует.

2. Заявитель направляет претензию по оформленному образцу или в произвольной форме.

3. Ожидает ответ в установленный срок (как правило, до 30 календарных дней).

Далее возможна реализация одного из двух вариантов. Стороны могут договориться о возмещении ущерба, после чего подпишут дополнительное соглашение к договору, и компания переведет сумму компенсации на указанный счет.


В случае проблем с перевозкой, в том числе задержка срока, недокомплект, повреждение, утрата, гибель имущества подавать жалобу на компанию перевозчика может как получатель груза, так и его отправитель. Обратиться вправе представитель компании, частное лицо или его представитель, действующий на основании нотариально заверенной доверенности.

Порядок действий следующий:

1. Сначала стороны обязаны принять все меры для урегулирования спора в досудебном порядке (ГК ст. 797), т.е. сразу обращаться в суд не следует.

2. Заявитель направляет претензию по оформленному образцу или в произвольной форме.

3. Ожидает ответ в установленный срок (как правило, до 30 календарных дней).

Далее возможна реализация одного из двух вариантов. Стороны могут договориться о возмещении ущерба, после чего подпишут дополнительное соглашение к договору, и компания переведет сумму компенсации на указанный счет.

Досудебное урегулирование: образец заявления
В первую очередь заявитель должен составить претензию в транспортную компанию. Она не является документом строгой отчетности, поэтому допускается составление в свободной форме. Нередко на сайте транспортной компании можно найти образец или онлайн-форму, заполнить которую легче.

В общем случае содержание документа определяется рекомендациями (необязательные требования) ГОСТ Р ИСО 10002-2007. В тексте претензии нужно отразить такие данные:

· дата, место оформления;

· адрес, название компании отправителя или получателя;

· ФИО, должность, контактные данные заявителя;

· краткое описание обстоятельств дела;

· перечень документов;

· ФИО, должность сотрудника, подписавшего документ;

· оригинальная печать организации (если она используется в документообороте).

Структура документа стандартная:

1. «Шапка» – в ней указывают данные заявителя и получателя претензии, т.е. перевозчика.

2. Описательная часть – краткое описание ситуации, из-за которой пришлось составлять жалобу (претензии по доставке, нарушению сроков, недопоставке и т.п.).

3. Требования заявителя, перечисленные по пунктам – например, произвести компенсацию в установленном размере, привлечь к дисциплинарной ответственности виновное лицо.

4. Приложение – список документов (накладная с отметкой о несохранности, акт, квитанция и т.п.).

5. Ниже следует написать реквизиты компании, ФИО, должность, подпись заявителя с расшифровкой (фамилия и инициалы).

Документ составляют на обычном листе формата А4, но более правильно и удобно оформить его на фирменном бланке с уже вписанными реквизитами, наименованием и контактами организации.

Как правило, подача такого документа осуществляется онлайн – можно отправить по электронной почте. Но в некоторых случаях целесообразно отправить бумажную версию. Для этого рекомендуется воспользоваться услугами Почты России или частной курьерской службы, направив заказное письмо. В таком случае фактом получения будет уведомление о доставке.

Важно!

Претензию следует оформить минимум в 2 экземплярах – один отправить перевозчику, второй оставить у себя.



Порядок судебного урегулирования

Досудебный порядок реализуется довольно быстро – перевозчик предоставляет компенсацию или отказывается это сделать. Если заявитель не согласен с решением транспортной компании, ему нужно получить письменный ответ, приложить его к остальным документам и приступить к составлению судебного иска.

В соответствии со ст. 31 ГПК иск подается в судебную инстанцию, которая территориально соответствует месту нахождения перевозчика. Если у организации есть представительства или филиалы, то в соответствии со ст. 29 ГПК иск можно направить в суд по месту их нахождения.

Но если оба варианта неудобны для истца, он может воспользоваться возможностью, предоставленной ст. 17 закона «О защите прав потребителей» обратиться в судебную инстанцию по месту своего жительства.

Иск содержит те же разделы:

1. В «шапке» прописывают полное название судебной инстанции, а также наименование организации, ее адрес, контактные данные. ФИО заявителя.

2. В описательной части нужно подробно описать возникшую проблему.

3. В просительной – по пунктам сформулировать свои требования.

4. В приложении указать перечень документов.

В качестве доказательств по делу истец прикладывает:

· договор с перевозчиком;

· дополнительное соглашение (при наличии);

· акт обследования;

· транспортная накладная;

· квитанции;

· материалы фото- и/или видеосъемки;

· ссылки на файлы (фото, видео);

· свидетельские показания (при необходимости).

Важно!

В соответствии с п.3 ст. 797 ГК срок исковой давности составляет 1 год. Течение этого срока отсчитывается со дня получения груза или его утраты. Поэтому если компания по каким-то причинам начнет медлить с ответом, можно направить вторичный запрос либо сразу обратиться в суд.

Таким образом, урегулировать разногласия с транспортной компанией сначала нужно в досудебном порядке, после чего в случае невозможности достижения компромисса следует обратиться в суд. Перед составлением иска нужно постараться оценить свои шансы на успех в процессе. Для этого понадобится изучить судебную практику по аналогичным делам. Желательно также проконсультироваться с профессиональным юристом.