Законодательная база
Перевозчик (транспортная компания) несет материальную ответственность за перевозимый им груз, что закреплено действующим гражданским законодательством (п.2 ст. 796 ГК). В случае повреждения груза или недопоставки, а также его утери организация обязана компенсировать ущерб отправителю или получателю.
Статья 797 ГК предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров, возникающих с перевозчиком. Поэтому в первую очередь необходимо написать жалобу на транспортную компанию. Обращение можно составлять в свободной форме, поскольку строгих требований к нему нет.
В соответствии с п.2 ст. 796 ГК судебный порядок урегулирования предусмотрен в тех случаях, когда:
· перевозчик отказался выполнять требования, описанные в претензии;
· перевозчик согласился выполнить только часть требований;
· перевозчик согласился выполнить требования, но в результате не сделал этого;
· компания не предоставила никакого ответа в разумные сроки (до 30 календарных дней).
В какой суд подавать иск?
Если говорить о том, куда именно подавать иск, следует также обратиться к законодательству:
1. Ст. 31 ГПК говорит о том, что истцу следует обращаться в судебную инстанцию, которая соответствует месту нахождения ответчика, т.е. транспортной компании.
2. В ст. 29 ГПК указано, что если у организации есть представительства либо филиалы, заявитель праве подать иск в судебную инстанцию, которая соответствует этим подразделениям.
3. Наконец, в п.2 ст.17 закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что истец имеет право самостоятельно выбрать место судебной инстанции – по месту своего жительства или фактического пребывания, заключения договора или его исполнения либо по месту нахождения организации.
Таким образом, истец (физическое лицо, индивидуальный предприниматель или организация) могут рассматривать себя именно как потребителя услуг. Благодаря этому иск можно подать, например, по адресу своей постоянной или временной регистрации, либо по месту исполнения договора – т.е. адресу доставки имущества.
Важно!
Иногда перевозчики подают ходатайство в суд о передаче дела в суд, территориально соответствующий его нахождению. В большинстве случаев подобные прошения остаются без удовлетворения. Судьи ссылаются на упомянутую ст.17 закона «О защите прав потребителей».