За безопасный транcпорт

Как подать жалобу на транспортную компанию?

В случае утраты груза, его частичного или полного повреждения, получатель или отправитель вправе потребовать компенсации нанесенного ущерба. Для этого сначала нужно составить жалобу и отправить ее в транспортную компанию. Если перевозчик откажется выполнять требования заявителя или же он вовсе проигнорирует письмо, пострадавшая сторона вправе обратиться в суд.
Законодательная база

Перевозчик (транспортная компания) несет материальную ответственность за перевозимый им груз, что закреплено действующим гражданским законодательством (п.2 ст. 796 ГК). В случае повреждения груза или недопоставки, а также его утери организация обязана компенсировать ущерб отправителю или получателю.

Статья 797 ГК предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров, возникающих с перевозчиком. Поэтому в первую очередь необходимо написать жалобу на транспортную компанию. Обращение можно составлять в свободной форме, поскольку строгих требований к нему нет.

В соответствии с п.2 ст. 796 ГК судебный порядок урегулирования предусмотрен в тех случаях, когда:

· перевозчик отказался выполнять требования, описанные в претензии;

· перевозчик согласился выполнить только часть требований;

· перевозчик согласился выполнить требования, но в результате не сделал этого;

· компания не предоставила никакого ответа в разумные сроки (до 30 календарных дней).

В какой суд подавать иск?

Если говорить о том, куда именно подавать иск, следует также обратиться к законодательству:

1. Ст. 31 ГПК говорит о том, что истцу следует обращаться в судебную инстанцию, которая соответствует месту нахождения ответчика, т.е. транспортной компании.

2. В ст. 29 ГПК указано, что если у организации есть представительства либо филиалы, заявитель праве подать иск в судебную инстанцию, которая соответствует этим подразделениям.

3. Наконец, в п.2 ст.17 закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что истец имеет право самостоятельно выбрать место судебной инстанции – по месту своего жительства или фактического пребывания, заключения договора или его исполнения либо по месту нахождения организации.

Таким образом, истец (физическое лицо, индивидуальный предприниматель или организация) могут рассматривать себя именно как потребителя услуг. Благодаря этому иск можно подать, например, по адресу своей постоянной или временной регистрации, либо по месту исполнения договора – т.е. адресу доставки имущества.

Важно!

Иногда перевозчики подают ходатайство в суд о передаче дела в суд, территориально соответствующий его нахождению. В большинстве случаев подобные прошения остаются без удовлетворения. Судьи ссылаются на упомянутую ст.17 закона «О защите прав потребителей».



Как составить иск и подготовиться к судебному делу

Написать иск достаточно просто – он оформляется по тем же правилам, что и досудебная претензия. За основу можно взять образец, состоящий из таких разделов:

1. Полное название судебной инстанции.

2. ФИО, должность, название и контакты организации либо физического лица, заявляющего исковые требования.

3. Описание ситуации с отсылками на договор, дополнительное соглашение, акт, действующие нормы законодательства и иные документы.

4. Просительная часть – здесь нужно сформулировать требование о предоставлении компенсации.

5. Приложение – список документов.

Чтобы заранее оценить шансы на победу в судебном деле, необходимо провести подготовительную работу. В первую очередь следует собрать все необходимые документы и материалы для обоснования своей позиции в суде:

· договор с перевозчиком, транспорт которого перевозил груз;

· накладная;

· претензия;

· ответ на претензию (если таковой был);

· уведомление о доставке претензии (если ответа не последовало);

· накладная;

· квитанция об оплате услуг перевозчика;

· материалы фото и видеосъемки;

· акт обследования;

· квитанция, подтверждающая оплату пошлины.

Также важно изучить судебную практику по аналогичным делам. Найти материалы можно в свободном доступе или специализированных источниках. Как правило, на это уходит много времени, поэтому проще обратиться за консультацией профессионального юриста.

Внимание!

Важно понимать, что срок исковой давности по подобным делам составляет один год. Причем отсчитывается он с момента доставки поврежденного груза или его утраты. Поэтому медлить с подачей заявления не следует. Досудебную претензию не нужно подавать несколько раз – достаточно отправить один документ. В случае неполучения ответа или отказа перевозчика компенсировать ущерб рекомендуется сразу обратиться в суд.

Выплата компенсации: как производится оценка

Если сторонам удалось договориться или суд принял решение в пользу истца, ответчик обязан в разумные сроки предоставить компенсацию за повреждение, недопоставку или полную утрату груза. Оценка ущерба проводится на основе стоимости, которая заявлена:

· в договоре;

· в счете продавца;

· в других документах (например, если оформлено отправление с объявленной ценностью, компенсация будет выплачена только в пределах этой суммы).

Если стоимость не указана, она рассчитывается по аналогичным товарам. При необходимости истец может провести оценку имущества за свой счет. Компенсацию этих расходов он также вправе потребовать в судебном порядке.

Наряду с компенсацией собственно ущерба перевозчик обязан возместить и судебные издержки, в частности – судебную пошлину, которая установлен ст.333.20 НК. Ее размер зависит от цены иска, т.е. суммы заявленных требований.

Таким образом, жалобу на транспортную компанию следует подавать как можно раньше. В крайних случаях заявитель обращается в суд. Причем лучше постараться заранее оценить свои шансы, чтобы не тратить лишнее время и деньги.