Ответственность
перевозчика за утрату (недостачу) груза, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, предусмотрена пунктом 1 статьи 796
Гражданского кодекса Российской Федерации [далее – ГК РФ], а
экспедитора – пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «
О транспортно-экспедиционной деятельности» [далее – ЗоТЭД]. Там же указано, что перевозчик и/или экспедитор освобождается от ответственности, только если докажет, что утрата (недостача) груза произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Для правильного толкования этих норм существенное значение имеют сформулированные судебной практикой позиции.
Так, в разделе 1 «
Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017) [далее – ОСП ВС] разъяснено, что перевозчик отвечает за утрату (недостачу) груза независимо от наличия либо отсутствия вины и несет ответственность за случай (случайный вред), если иное специально не предусмотрено законом. Основанием для освобождения перевозчика от ответственности могут быть только такие обстоятельства, которые являются объективно непредвидимыми (чрезвычайными) и непредотвратимыми. В частности, перевозчик не несет ответственности за утрату (недостачу) груза, произошедшую ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем, за исключением случаев, когда перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз [разд. 2 ОСП ВС].
В разделе 1 «
Обзора судебной практики по рассмотрению споров, вытекающих из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Пятого арбитражного апелляционного суда 02.05.2017) [далее – ОСП 5ААС] отмечено, что непроявление экспедитором должной осмотрительности при приемке и размещении груза (в частности, принятие упакованного груза лишь по внешнему осмотру, без взвешивания и проверки количества и состояния содержимого внутри упаковки) не освобождает его от ответственности. Как следует из части 2 раздела 6 «
Обзора судебно-арбитражной практики разрешения споров по договорам транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Седьмого арбитражного апелляционного суда 30.06.2014) [далее – ОСП 7ААС], хищение груза не является обстоятельством непреодолимой силы, поскольку экспедитор обязан принимать меры к сохранности груза.
Между тем на экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату (недостачу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять лишь функцию агента грузоотправителя, за исключением случаев, когда экспедитор не проявил необходимой осмотрительности в выборе перевозчика или принял ручательство за исполнение договора перевозки [разд. 9 ОСП ВС]. Экспедитор также отвечает за утрату (недостачу) груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик) [разд. 8 ОСП ВС]. Причем наличие у грузоотправителя права требовать возмещения непосредственно с перевозчика само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении требований грузоотправителя к экспедитору, если последний тоже несет ответственность за сохранность груза [разд. 10 ОСП ВС].
Согласно действующему законодательству, груз считается
утраченным, если он не был выдан по истечении 30-ти дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. В случае, когда договор не определяет срок доставки, груз считается утраченным, если он не был выдан в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, не считается утраченным, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции [п. 7 ст. 7 ЗоТЭД].
Груз считается
полученным (при отсутствии доказательств обратного), если во время выдачи груза получатель не уведомил экспедитора в письменной форме об утрате (недостаче) груза и не указал общий характер недостачи [п. 1 ст. 8 ЗоТЭД]. Если утрата (недостача) груза не могла быть установлена при приеме груза обычным способом, то
уведомление экспедитору должно быть сделано не позднее чем в течение 30-ти календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата его получения экспедитором [п. 2 ст. 8 ЗоТЭД]. Таким образом, обязанность по фиксации повреждений (либо утраты) груза и их характера лежит на грузополучателе, который несет риск отрицательных последствий несовершения подобных действий. В случае непредоставления получателем документов, свидетельствующих о том, что при приемке груза обычным способом не могла быть установлена недостача, в удовлетворении его требований может быть отказано [ч. 1 разд. 6 ОСП 7ААС].
Гражданско-правовая ответственность
перевозчика и
экспедитора за утрату (недостачу) груза выражается, прежде всего, в обязанности возместить
реальный ущерб в определенном законом размере, а именно:
- в размере объявленной ценности (части объявленной ценности, пропорционально недостающей части груза), если груз принят для перевозки с объявлением ценности [абз. 4 п. 2 ст. 796 ГК РФ; подп. 1 п. 1 ст. 7 ЗоТЭД];
- в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза (недостающей части груза), если груз принят для перевозки без объявления ценности [абз. 2 п. 2 ст. 796 ГК РФ; подп. 2 п. 1 ст. 7 ЗоТЭД]. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары [абз. 5 п. 2 ст. 796 ГК РФ], конкретнее – исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения требования (либо в день принятия судебного решения, если требование не было добровольно удовлетворено) [п. 6 ст. 7 ЗоТЭД].
Как следует из судебной практики, при установлении факта утраты (недостачи) груза по обстоятельствам, за которые отвечает перевозчик, суд не может освободить его от обязанности возместить реальный ущерб лишь по тому основанию, что его размер невозможно достоверно установить [разд. 4 ОСП ВС]. Размер ущерба должен определяться из объявленной стоимости переданного к экспедированию груза, а при ее расхождении с рыночной стоимостью – исходя из пропорционального соотношения объявленной и рыночной стоимости с учетом принципов разумности и справедливости [разд. 3 ОСП 5ААС].
Кроме того,
перевозчик обязан возвратить провозную
плату, взысканную за перевозку утраченного (недостающего) груза, если эта плата не входит в стоимость груза [п. 3 ст. 796 ГК РФ]. В договоре транспортной экспедиции тоже может быть установлено условие, обязывающее
экспедитора возвратить клиенту уплаченное
вознаграждение (если оно не входит в стоимость груза) в размере, пропорциональном стоимости утраченного (недостающего) груза [п. 3 ст. 7 ЗоТЭД].
Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением вознаграждения,
экспедитор обязан возместить клиенту
упущенную выгоду в связи с произошедшей по вине экспедитора утратой (недостачей) груза [п. 4 ст. 7 ЗоТЭД]. Под упущенной выгодой понимаются неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено [п. 2 ст. 15 ГК РФ]. При определении размера упущенной выгоды действует принцип реальности доходов, которые потерпевший рассчитывает получить при обычных условиях гражданского оборота. Если представленный расчет является вероятностным и составлен без учета расходов, которые клиент понес бы в условиях гражданского оборота [ч. 1 разд. 6 ОСП 7ААС].
Важно помнить, что до предъявления к
перевозчику иска, вытекающего из договора перевозки груза, обязательно предъявление ему
претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом [п. 1 ст. 797 ГК РФ]. При этом
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [далее – УАТ] и
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации [далее – УЖДТ] предусматривают несколько различающиеся порядки предъявления претензий к перевозчикам.
Так, претензия к перевозчику груза
автомобильным транспортом подлежит предъявлению в течение срока исковой давности [п. 6 ст. 39 УАТ]. Претензия же к перевозчику груза
железнодорожным транспортом должна быть предъявлена в течение 6-ти месяцев, которые исчисляются: в отношении возмещения за недостачу груза – со дня выдачи груза; в отношении возмещения за утрату груза – по истечении 30-ти дней со дня окончания срока доставки. При этом к претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования [ст. ст. 120 и 123 УЖДТ].
В свою очередь, для предъявления к
экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, не является обязательным претензионный порядок, если экспедиционные услуги оказываются для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности [п. 1 ст. 12 ЗоТЭД]. Тем не менее, по усмотрению потребителя, претензия к экспедитору может быть предъявлена в письменной форме с приложением документов, подтверждающих право на предъявление претензии, и документов, подтверждающих количество и стоимость отправленного груза [п. 3 ст. 12 ЗоТЭД], в течение 6-ти месяцев, исчисляемых в отношении возмещения убытков за утрату (недостачу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан [п. 4 ст. 12 ЗоТЭД].
Перевозчик, равно как и экспедитор, обязан рассмотреть предъявленную ему претензию и в письменной форме уведомить заявителя о результатах ее рассмотрения (удовлетворении или отклонении) в течение 30-ти дней со дня получения претензии; в случае отклонения претензии (либо лишь частичного ее удовлетворения) – указать в уведомлении основание принятия им такого решения, а также возвратить заявителю представленные вместе с претензией документы [п. п. 1 и 2 ст. 40 УАТ, ст. 124 УЖДТ, п. 5 ст. 12 ЗоТЭД].
Иск к
перевозчику может быть предъявлен в случае его отказа (полного или частичного) удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в 30-дневный срок [п. 2 ст. 797 ГК РФ]. При этом установлен специальный (сокращенный)
срок исковой давности, а именно – один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами [п. 3 ст. 797 ГК РФ].
Так, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза
автомобильным транспортом, исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе: в отношении возмещения ущерба, причиненного недостачей груза, – со дня выдачи груза; в отношении возмещения ущерба, причиненного утратой груза, – со дня признания груза утраченным [ст. 42 УАТ]. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза
железнодорожным транспортом, исчисляется со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензии [ст. 125 УЖДТ].
Для исков к
экспедитору (требований, вытекающих из договоров транспортной экспедиции) установлен тоже годичный срок исковой давности, исчисляемый со дня возникновения права на предъявление иска [ст. 13 ЗоТЭД].
Между тем из судебной практики известно, что течение срока исковой давности по требованию к перевозчику и/или экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора. Период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается [разд. 17 ОСП ВС].
Пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «
О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [далее – ПП ВС] разъясняет, что дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей (граждан, заказывающим услуги для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности),
подведомственны судам общей юрисдикции. Согласно установленным частью 7 статьи 29
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [далее – ГПК РФ] и пунктом 2 статьи 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «
О защите прав потребителей» [далее – ЗоЗПП] правилам
подсудности, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения ответчика либо его филиала или представительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Однако из этого преференциального для потребителя правила предусмотрено исключение: иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки груза, предъявляются в суд по адресу перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия [ч. 3 ст. 30 ГПК РФ, п. 22 ПП ВС].
Тем не менее, законодательство освобождает потребителей и иных истцов по искам, связанным с нарушением прав потребителей, от уплаты
государственной пошлины (при цене иска не более 1 млн. руб.) [п. 3 ст. 17 ЗоЗПП], а также дополнительно содержит особые способы защиты прав потребителей, в том числе, в виде
компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем (перевозчиком, экспедитором) прав потребителя [ст. 15 ЗоЗПП], и взыскания с исполнителя
штрафа в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя, за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований [п. 6 ст. 13 ЗоЗПП].