Ответственность перевозчика и экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору перевозки груза и договору транспортной экспедиции установлена Гражданским кодексом Российской Федерации [далее – ГК РФ], Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «
О транспортно-экспедиционной деятельности» [далее – ЗоТЭД], транспортными уставами и кодексами, в частности
Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [далее – УАТ] и
Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации [далее – УЖДТ].
Ответственность
перевозчика за просрочку доставки груза выражается, прежде всего, в обязанности уплатить
неустойку (пени, штраф), размеры которой различаются в зависимости от вида транспорта. Так, при перевозке
автомобильным транспортном перевозчик должен уплатить грузополучателю штраф в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки (если иное не установлено договором перевозки груза), при этом общая сумма штрафа не может превышать размер провозной платы [п. 1 ст. 34 УАТ].
При перевозке
железнодорожным транспортом перевозчик уплачивает пени в размере 6% платы за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере 50% платы [ст. 97 УЖДТ]. В разделе 8 «
Обзора судебной практики по рассмотрению споров, вытекающих из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Пятого арбитражного апелляционного суда 02.05.2017) разъяснено, что требование об уплате пеней за нарушение сроков доставки грузов железнодорожным транспортом может быть предъявлено как грузоотправителем, так и грузополучателем, при этом приоритет в удовлетворении требований будет определяться в зависимости от даты обращения указанных лиц к перевозчику с досудебной претензией.
Экспедитор законодательно обязан уплатить неустойку за просрочку исполнения своих договорных обязательств только в случае, когда его клиентом является потребитель (физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности) [п. 2 ст. 9 ЗоТЭД]. В случае же использования услуг экспедитора для нужд, связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязанность экспедитора уплатить неустойку за просрочку доставки груза может быть предусмотрена договором транспортной экспедиции.
Другая мера гражданско-правовой ответственности перевозчика и экспедитора за просрочку доставки груза – обязанность возместить
убытки, причиненные ненадлежащим исполнением договорных обязательств [п. 1 ст. 393, п. 1 ст. 793 и ст. 803 ГК РФ, п. 1 ст. 9 ЗоТЭД]. К убыткам относятся расходы, которые потерпевшее лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) [п. 2 ст. 15 ГК РФ]. По общему правилу, убытки возмещаются только в части, не покрытой неустойкой (зачётная неустойка) [п. 1 ст. 394 ГК РФ]. Иной порядок возмещения убытков (в частности, сверх неустойки либо вместо нее) может быть предусмотрен договором перевозки и/или транспортной экспедиции.
Основания освобождения перевозчика и экспедитора от ответственности за просрочку доставки груза определены законодательно и имеют некоторые различия в зависимости от вида транспорта и/или договора. Так, при перевозке
автомобильным транспортном перевозчик освобождается от ответственности, если нарушение им своих обязательств произошло вследствие:
- непреодолимой силы;
- временных ограничения или запрета движения транспортных средство по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика причинам;
- иных не зависящих от перевозчика причин [ст. 36 УАТ].
При перевозке
железнодорожным транспортом перевозчик отвечает за просрочку доставки грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие:
- обстоятельств непреодолимой силы;
- военных действий, блокады, эпидемии;
- иных не зависящих от перевозчика обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок [ст. ст. 29 и 97 УЖДТ].
Экспедитор освобождается от ответственности за нарушение срока исполнения обязательств, если докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента [п. 1 ст. 9 ЗоТЭД].
Важно помнить, что до предъявления к
перевозчику иска, вытекающего из договора перевозки груза, обязательно предъявление ему
претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом [п. 1 ст. 797 ГК РФ]. При этом порядок предъявления претензий несколько различается в зависимости от вида транспорта.
Так, претензия к перевозчику груза
автомобильным транспортом подлежит предъявлению в течение срока исковой давности [п. 6 ст. 39 УАТ]. Претензия же к перевозчику груза
железнодорожным транспортом касательно уплаты пени за просрочку доставки должна быть предъявлена в течение 45-ти дней, исчисляемых со дня выдачи груза. При этом к претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования [ст. ст. 120 и 123 УЖДТ].
Для предъявления к
экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, также является обязательным претензионный порядок, если экспедиционные услуги оказываются для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности [п. 1 ст. 12 ЗоТЭД]. Претензия к экспедитору предъявляется в письменной форме с приложением документов, подтверждающих право на предъявление претензии, и документов, подтверждающих количество и стоимость отправленного груза [п. 3 ст. 12 ЗоТЭД], в течение 6-ти месяцев, исчисляемых со дня, следующего за последним днем действия договора (если иное не определено сторонами) [п. 4 ст. 12 ЗоТЭД].
Перевозчик, равно как и экспедитор, обязан рассмотреть предъявленную ему претензию и в письменной форме уведомить заявителя о результатах ее рассмотрения (удовлетворении или отклонении) в течение 30-ти дней со дня получения претензии; в случае отклонения претензии (либо лишь частичного ее удовлетворения) – указать в уведомлении основание принятия им такого решения, а также возвратить заявителю представленные вместе с претензией документы [п. п. 1 и 2 ст. 40 УАТ, ст. 124 УЖДТ, п. 5 ст. 12 ЗоТЭД].
Иск к
перевозчику может быть предъявлен в случае его отказа (полного или частичного) удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в 30-дневный срок [п. 2 ст. 797 ГК РФ]. При этом установлен специальный (сокращенный)
срок исковой давности, а именно – один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами [п. 3 ст. 797 ГК РФ].
Так, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза
автомобильным транспортом, исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в частности в отношении просрочки доставки груза – со дня выдачи груза [ст. 42 УАТ]. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза
железнодорожным транспортом, исчисляется со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензии [ст. 125 УЖДТ].
Для исков к
экспедитору (требований, вытекающих из договоров транспортной экспедиции) установлен тоже годичный срок исковой давности, исчисляемый со дня возникновения права на предъявление иска [ст. 13 ЗоТЭД].
Между тем из раздела 17 «
Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017) известно, что течение срока исковой давности по требованию к перевозчику и/или экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора. Период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается.
Частью 2 статьи 27
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [далее – АКП РФ] установлено, что экономические споры и иные дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
подведомственны арбитражным судам. Согласно правилам
подсудности, иск к перевозчику, вытекающий из договоров перевозки грузов, в том числе в случае, когда перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика [ч. 3 ст. 38 АПК РФ].