При заказе у транспортных (транспортно-экспедиционных) компаний услуг доставки (организации доставки) грузов нередки случаи, когда с клиентов фактически взимается плата, превышающая рассчитанную на сайте стоимость доставки. Иными словами, первоначально представленная информация, на которую полагаются клиенты, выбирая услуги, оказывается недостоверной, в связи с чем им приходится сталкиваться с непредвиденными издержками. Некоторые транспортные компании, вводя таким образом в заблуждение, недобросовестно получают за счет завлеченных клиентов дополнительные доходы. Между тем, с учетом обстоятельств конкретной ситуации, подобная коммерческая практика может быть признана противоправной и, соответственно, повлечь для нарушителей ответственность, в том числе гражданско-правовую (перед обсчитанными клиентами).
Так,
Гражданский кодекс Российской Федерации обязывает всех участников гражданских правоотношений (включая физических и юридических лиц) действовать
добросовестно и запрещает им извлекать какое-либо преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения [п. п. 3 и 4 ст. 1]. Как при установлении, так и при исполнении обязательства стороны, действуя добросовестно, должны предоставлять друг другу
необходимую информацию [п. 3 ст. 307]. Сторона, которая до заключения или при заключении договора предоставила другой стороне
недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения или исполнения договора, - обязана возместить другой стороне по ее требованию
убытки [п. 1 ст. 431.2]. В результате возмещения убытков пострадавшая сторона должна быть поставлена в положение, в котором она находилась бы, если бы ее контрагент надлежаще исполнил свою обязанность [п. 2 ст. 393]. Кроме того, сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, наряду с требованием о возмещении убытков вправе
отказаться от договора [п. 2 ст. 431.2].
Таким образом, при наличии в поведении транспортной компании признаков недобросовестности нормы действующего законодательства позволяют клиенту настаивать на оплате услуги по цене (стоимости), объявленной транспортной компанией при оформлении заявки на ее сайте, либо требовать возмещения потерь, вызванных уклонением транспортной компании от заключения и/или исполнения договора по такой цене, а в случае, когда услуга была все-таки оплачена по цене выше объявленной при оформлении заявки, - требовать возмещения ценовой разницы.
Тем не менее, следует иметь в виду, что не всегда несоответствие стоимости услуги при ее расчете сайте и при ее фактической оплате связано именно с недобросовестным поведением перевозчика и/или экспедитора. Возможны ситуации, когда клиент изначально указывает некорректные данные и в последующем сообщает более точные сведения о свойствах и условиях перевозки груза. В таких случаях увеличение стоимости услуги может считаться вполне правомерным. Поэтому для правильной квалификации каждая конкретная ситуация должна рассматриваться с учетом всех ее обстоятельств.