Межведомственная проверка в отношении нескольких транспортных компаний выявила беспрецедентные случаи пренебрежения нормами общественной безопасности и неисполнения законодательства РФ о противодействии терроризму. По жалобам клиентов-грузоотправителей, которые в ходе отправки своего груза обратили внимание на отсутствие контроля со стороны ТК, Общественная потребительская инициатива привлекла к проверке отделения ФСБ.
По данным Национального антитеррористического комитета (НАК), в 2019 году было пресечено 50 преступлений террористической направленности. Несколько десятков терактов предотвращено и за истекший период 2020-го года. Большинство терактов так или иначе связаны со взрывными устройствами и огнестрельным оружием.
Террористическую угрозу в силу законодательства обязаны учитывать грузоперевозчики – не принимать к перевозке запрещенные грузы, идентифицировать грузоотправителя и грузополучателя и т.д. Нередко лица, готовящие теракт, проверяют транспортные компании на возможность перевозки взрывчатки, пытаясь отправить муляжи взрывных устройств. Примут без надлежащей проверки раз, примут два – значит, на третий раз можно отправлять уже не муляж. Обнаружат – ну так всегда можно сказать, что это была проверка бдительности или даже шутка в адрес получателя, а что нельзя – не знал. В Петербурге и Ленинградской области сразу несколько грузоперевозчиков готовы способствовать террористам в силу халатности и пренебрежения нормами федерального законодательства. Так, в отношении компаний «Энергия», «Байкал-Сервис» и «Возовоз» ФСБ в начале 2020 года были подтверждены факты приема к перевозке муляжей взрывных устройств в их отделениях на Северо-Западе.
К слову, это не впервые выявленные нарушения у ТК «Энергия»: в 2018 году спецслужбам также удалось беспрепятственно отправить данной компанией муляжи бомб, оружия, перцовые баллончики и другие запрещенные для перевозки объекты. Более того, в ряде случае отправителям даже не приходилось предъявлять паспорт – таким образом, в случае реального теракта концы будет найти крайне сложно. В 2020-м году с учетом дестабилизации обстановки вблизи границ РФ и неизменных попыток со стороны радикальных мусульман обострить ситуацию в РФ террористическая угроза сохраняет свою актуальность. На наш взгляд, текущие административные меры за общественно опасные нарушения со стороны транспортных компаний (а это штрафы, представления, а за повторное нарушение - приостановление деятельности на срок до 90 суток) можно ужесточать.
К сведению: как надо возить опасные грузы
Оборот опасных грузов подлежит тщательному контролю в любом государстве. Доставка опасных грузов в РФ в настоящее время регулируется рядом документов: Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR), Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности …", Правилами перевозок грузов автотранспортом (Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272), Правилами обеспечения безопасности перевозок (приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7) и другими. В России действует государственный стандарт ГОСТ 19433-88, который разделяет опасные грузы на классы по уровню опасности. К опасным грузам, в частности, относятся взрывчатые вещества, оружие любого типа, сжатые и сжиженные газы, пожароопасные вещества, яды, наркотические вещества и т.п.
Существуют серьезные процедуры допуска к перевозкам опасных грузов, некоторые из них могу перевозить исключительно государственные органы (МО, МЧС, МВД, Росатом и т.п.), а также специализированные организации, получившие специальные разрешения.
То, что выходит за рамки легального провоза опасных грузов, подпадает, в частности, под действие закона «О противодействии терроризму», и автогрузоперевозчики обязаны, в соответствии с Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" при приеме груза проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза.